Известно, что своевременная и адекватная питательная поддержка положительно влияет на течение послеоперационного периода и исход заболевания у пациентов после оперативных вмешательств на печени (Shronts E.P. et al., 1987; Harrison J et al.1997; Weimann A. et al. 2006).
У больных, имеющих выраженные нарушения статуса питания, снижается гуморальный и клеточный иммунитет, уменьшается регенераторная способность тканей, что приводит к увеличению числа послеоперационных осложнений и летальности. (Fan S.T. et al., 1994; Hasse J. M., Matarese L. E., 2007).
Рациональная питательная поддержка больных с циррозом печени (ЦП), находящихся в Листе ожидания трансплантации печени (ЛО) актуальна по причине того, что пациенты, имеющие выраженные нарушения в питательном статусе имеют значительно худшие клинические результаты. Это особенно важно для больных с терминальными заболеваниями печени и у пациентов после трансплантации печени, так как они обычно страдают от недостаточности питания и имеют высокий риск осложнений и смертности в послеоперационном периоде.
При исследовании влияния питательного статуса после трансплантации печени на выживаемость, развитие инфекционных осложнений и длительности лечения в стационаре было выявлено, что питательный статус не влиял на уровень выживаемости трансплантата и пациента, число случаев инфекционных осложнений или отторжения трансплантата. Однако пациентам с тяжелой степенью нарушения питания требовалось большее время нахождения в отделении интенсивной терапии, по сравнению с пациентами, имеющими нарушения в питательном статусе легкой степени. Поскольку недостаточность питания удлиняет время госпитализации, стоимость лечения возрастает. По зарубежным данным, разница стоимости лечения больных с выраженными нарушениями в питательном статусе у пациентов с нормальным статусом питания составляет 14000 долларов.
При циррозе печени, дисфункции трансплантата, а также после обширных резекций печени часто развивается печеночная энцефалопатия (ПЭ). Для снижения уровня ПЭ рекомендовано ограничивать потребление белка, в то же время имеющиеся нарушения в статусе питания и гиперметаболизм требуют интенсивной питательной терапии. Данные литературы об использовании парентерального (ПП) и энтерального питания (ЭП) в послеоперационном периоде при резекциях и ОТП, противоречивы и недостаточно информативны. Кроме того, не существует четких рекомендаций, в какие сроки начинать питательную терапию, и какие пути введения являются наиболее эффективными и безопасными у этой группы больных.
С другой стороны, отсутствуют исследования о применении компонентов фармакологического питания в послеоперационном периоде при трансплантации и резекциях печени, прежде всего, данные о включении в питательную поддержку ключевого компонента фармакологического питания глутамина, хотя при другой патологии, в частности, ожогах и травме, получены весьма весомые положительные результаты. Не решен вопрос о целесообразности применения препаратов ПП последнего поколения в интенсивной терапии после операций на печени, в частности, системы “все в одном”.
Таким образом, разработка рациональных подходов оценки питательного статуса и выбор способов его адекватной коррекции у больных после оперативных вмешательств на печени и пациентов с терминальными заболеваниями печени различного генеза являются актуальными.
Читайте научную работу, выполненую в Научно-исследовательском институте скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, в которой разработаны рациональные способы коррекции питательного статуса у пациентов с очаговыми и диффузными заболеваниями печени до и после оперативного вмешательства.