Логотип компании Академия-Т

Академия-Т

инновационная компания

Мы делаем чемпионов!

8 (495) 139-89-93
8 (800) 700-46-08

Звонок по России бесплатный

Часы работы: пн-пт 9.30-19.00



Клинические испытания специализированного продукта "Антистресс"

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Генеральный директор

ООО «Спортмед»

__________________ Базаев В.В.

 

"____" _____________  2012 г.

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ

 

 

о клинических исследованиях специализированного продукта спортивного питания «Антистресс»

 

 

 

 

 

 

 

ООО «Спортмед»

(лицензия ФСНСЗ и СР № 77-01-000803

от 08.09.2005 г.,

лечебная физкультура  и

спортивная медицина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2012


 

Введение

 

Повышение эффективности  тренировочного процесса, выносливости и работоспособности спортсменов являются наиболее актуальными вопросами в практике спорта. Нервно-эмоциональное напряжение, испытываемое в процессе соревнований, приобретает значение ведущего фактора в современных условиях растущей конкуренции и квалификации спортсменов.

В последние десятилетия отмечается повышенный интерес к проблеме стресса, особенно стрессам, связанным со спортом высших достижений.

Психологическая специфика стресса зависит как от внешних воздействий (их силы, модальности и др.), так и от личностного смысла цели деятельности, субъективной оценки ситуации, в которой находится спортсмен. Психологическая составляющая в успехе спортсмена на соревнованиях очень высока.

Негативными последствиями стресса являются:

·  снижение работоспособности, ухудшение качественных и количественных показателей;

·  снижение адаптационных возможностей организма;

·личностные деформации и стресс-синдромы (переживание одиночества, выгорания, депрессии, хронической усталости и др.);

·болезни адаптации (язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, ишемическая болезнь сердца, гипертония, инфаркт миокарда,
бронхиальная астма и др.).

К симптомам стресса относятся следующие проявления:

·  ощущение потери контроля над собой;

·раздражительность, снижение настроения;

·дезорганизация деятельности (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость и т.п.);

·  вялость, апатия, повышенная утомляемость;

·  расстройства сна;

·  нарушение аппетита;

·  увеличение количества выпиваемого алкоголя, потребления
психоактивных веществ (успокаивающих или стимулирующих);

·  расстройства половой функции;

·неблагополучное физическое состояние (головная боль, боли в мышцах, спине, изжога, повышение давления).

Одной из возможностей снижения отрицательного воздействия стрессов на организм спортсменов, а также на их работоспособность и результативность является включение в рацион специализированных продуктов антистрессовой направленности.  Основное направление в разработке этой проблемы является создание и применение сложных комплексов веществ, широкого спектра действия, состоящих из различных компонентов, объединенных по принципу совместимости и синергизма и включающих различные биологически активные вещества, которые обладают различными механизмами действия.

Включение в рацион спортсменов специализированных продуктов антистрессовой направленности, позволит повысить эффективность тренировок, что в первую очередь будет выражено высокими результатами на соревнованиях. Отсутствие токсичности, способность расширять узкие звенья метаболизма, экономизировать энергетические процессы, - обуславливают как высокую эффективность, так и безопасность специализированных продуктов для питания спортсменов.

I. ЦЕЛЬ  ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования:
Исследование действия нового специализированного пищевого продукта для питания спортсменов - «Антистресс» (рабочее название) на психо-эмоциональное состояние спортсменов.
II. КОНТИНГЕНТ И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводили в рамках действующего учебно-тренировочного сбора на тренировочной базе по подготовке спортсменов по стрелковому спорту "Лисья нора" с 18 по 26 ноября 2012 года. Контингент обследуемых – спортсмены основной и молодежной сборных России по пулевой стрельбе.
Общее число обследуемых составило 20 человек (11 женщин и 9 мужчин), в возрасте от 15 до 42 лет (средний возраст – 22,8±6,59 лет). Специализация обследуемых – пулевая стрельба.
Спортивная квалификация испытуемых давала возможность распределить их случайным образом на 2 группы:
Группа 1 (принимали по 1 капсуле в день)  - 4 мужчин и 6 женщин.
Группа 2 (принимали по 2 капсуле в день) - 5 мужчин и 5 женщин.      
Спортсмены обеих групп принимали специализированный продукт для питания спортсменов "Антистресс".
Участвовавшие в  эксперименте продолжали обычный режим деятельности и тренировок. Питание обследуемых в течение всего 8-ми дневного  срока не менялось по сравнению с исходным периодом. 
В соответствии с условиями проведения исследования все испытуемые в начале и конце эксперимента (1-ый и 8-ой дни) проходили комплексное тестирование. Измерялись и фиксировались в протоколах следующие показатели функционального состояния: рост, масса тела, ЧСС в покое, АД (систолическое и диастолическое), температура тела.
После получения необходимой информации производилась оценка готовности испытуемого к проведению обследования, и выносились соответствующие рекомендации с определением объема углубленного психофизиологического обследования.
 
III. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Объектами исследований являлись специализированный продукт «Антистресс», представляет собой желатиновые капсулы, масса капсулы - 0,5 г. 
Методика оценки состояния стресса.
Методика разработана для того, чтобы преодолеть имеющиеся недостатки традиционных методов измерения стрессовых состояний, в основном косвенно измеряющие стресс через патологические проявления тревожности, депрессии, астенизации, и лишь немногие методики предназначены для измерения стресса как психологического состояния.
Методика оценки ситуативной тревоги Спилбергера/Ханина
Полный вариант опросника состоит из двух самостоятельных шкал («тревожность как состояние» и «тревожность как свойство личности»), каждая из которых включает по 20 пунктов с 4 альтернативными ответами. В блок методик «СОСТОЯНИЕ» включена первая из этих шкал, предназначенная для самооценки ситуативной тревоги (тревожности как характеристики состояния); вторая шкала включена в блок «Психическое здоровье».
Каждый пункт шкалы «состояние-тревожность» представляет собой высказывание о том, как чувствует себя респондент в данный момент времени (например, «Я нервничаю»), а альтернативы ответов представляют утверждения о степени согласия респондента с содержанием пункта (например, «Пожалуй, так»). 10 из 20 пунктов характеризуют наличие, а 10 - отсутствие состояния тревожности.
Аналогично построена и шкала «свойство — тревожность» с той лишь разницей, что содержание пунктов отражает типичные переживания, а альтернативы ответов - частоту их встречаемости.
Единственный оцениваемый показатель - уровень ситуативной тревоги.
Методика оценки синдрома выгорания
Существуют различные определения «выгорания», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности.
Вместе с тем, «выгорание» рассматривается рядом авторов как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (равнодушие) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. С этой точки зрения «выгорание» представляет собой приобретенный функциональный стереотип профессионального поведения, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, тогда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
В настоящее время хорошо известны три модели «психического выгорания» и соответственные им методы его оценки. Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома «выгорания», предложенная американскими исследователями К. Маслач и С. Джексон. В соответствии с данной моделью «выгорание» понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений. Вторая составляющая — деперсонализация — проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других, в других повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам. Третий компонент «выгорания» - редукция личных достижений — может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
В специальном программном обеспечении для АПК «Гранит» реализован один из вариантов опросника профессионального выгорания, разработанных Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой на базе опросника С. Джексон с незначительными изменениями.
В соответствии с исходной теоретической моделью, в опроснике оцениваются 3 постулируемых моделью компонента: эмоциональное истощение, деперсоиалишция и редукция личных достижений.
Экспресс-диагностика функционального состояния и психической работоспособности по показателям квазиустойчивой разности потенциалов головного мозга.
Данная методика оперативной диагностики функционального состояния и психической работоспособности человека основанна на изучении квазиустойчивой разности потенциалов (КУРП) головного мозга.
Обработка результатов и выработка заключений может проводиться в соответствии с величи­нами квазиустойчивой разности потенциалов, приведенных в табли­це 1. Величины потенциалов в зависимости от исходного функцио­нального состояния и степени физической или эмоциональной нагрузки могут иметь разнонаправленные изменения.
Величина КУРП может доходить до 100 мВ. При выраженном ухуд­шении функционального состояния, значительном снижении работос­пособности, негативных эмоциональных реакциях может быть близка к 0 . Отрицательное значение КУРП является признаком очень низ­кой работоспособности. КУРП на уровне 50 мВ и выше может расс­матриваться как признак гипермобилизации.
Таблица 1.
Шкала оценки психической работоспособности по величине КУРП (мВ)

Величина

КУРП

Оценка психической работоспособности

40-49 мВ

Весьма высокая работоспособность

30-39 мВ

Высокая работоспособность

20-29 мВ

       Средняя работоспособность

10-19 мВ

Работоспособность ниже средней

0-9 мВ

Низкая работоспособность

 
Диагностика психического состояния, оценка основных свойств нервной системы и психомоторных процессов, с оценкой работоспособности и уровня эмоциональной устойчивости.
Эмоциональная устойчивость оценивается по динамике измене­ний эффективности работы в оптимальном и экстремальном режимах с учетом характера поведенческих реакций и изменений вегетативных функций. Объективным признаком эмоциональной неустойчивости является неадекватность вегетативного реагирования на стандартную эмоциогенную нагрузку.
Автоматизированную  диагностику психического состояния, оценку основных свойств нервной системы и психомотор­ных процессов, с оценкой работоспособности и уровня эмоциональ­ной устойчивости - проводили с использованием специальной пультовой системы Венской тестовой батареи системы Шуфрид (MOTORISCHELISTUNGSSERIEDR. SCHUHFRIDA-2340 MODLING) - "Детерминатор". Обследуемые обрабатывали, в об­щей сложности до 240 сигналов, поступающих в возрастающем темпе.
Наиболее частой формой рассогласования функций в условиях стресса является гиперреактивность,  сопровождающаяся чрезмерным нервно-эмоциональным напряжением, гипермобилизацией резервов нер­вной системы и организма в целом.
Количественная оценка эмоциональной устойчивости (реактив­ности) производится путем сопоставления вегетативных показате­лей (ЧСС, АД, частота дыхания - ЧД, температура тела - t), изме­ренных трехкратно (за исключением t): в покое, предстартовом со­стоянии и на высоте нагрузки (или сразу после нагрузки).  Температура тела измеряется дважды: в состоянии покоя и после завер­шения нагрузочного теста. При дальнейших расчетах значения t по­коя и t в предстартовом состоянии принимаются равными.
ЧСС в предстартовом состоя­нии измеряется непосредственно перед выполнением методики "Детерминатор". ЧСС на высоте нагрузки регистрируется при выполне­нии наиболее трудной ступени теста. Аналогично регистрируются показатели АД (систолическое) и ЧД.
Для "нормореакторов" характерны оптимальные вегетативные реакции на эмоциогенную нагрузку. Развивающееся при этом нерв­но-эмоциональное напряжение обеспечивает сохранение достаточно высокого уровня работоспособности.
"Гипореакторам" свойственны недостаточно адекватные формы вегетативных реакций организма на эмоциогенную нагрузку. У них замедлена активация физиологических функций. В связи с этим сни­жается вегетативная обеспеченность работы и, как следствие, её эффективность.

Рис. 1 Фотографии выполнения тестов на "Детерминаторе"

Диагностика психомоторной функции спортсменов.
Под свойствами психомоторики понимают относительно устойчивые индивидуальные особенности выполнения движений, проявляющиеся в характеристиках точности, скорости (частоты), силы, координации и т.п.
При решении практических задач чаще других оцениваются такие свойства, как координация, «прицеливание», теппинг, ловкость рук, ловкость пальцев, скорость реакции, тремор.
В АПК «Гранит» для оценки свойств психомоторики предусмотрена возможность реализации семи тестовых заданий, объединенных по признаку содержательного родства или внешнего сходства в 4 методические группы.
Методика оценки точности и устойчивости плавных прослеживающих движений ведущей рукой по заданной траектории - тремор динамический
Методика предназначена для оценки наряду с устойчивостью руки также и способность к выполнению плавных (аналоговых) сложнокоординированных движений под контролем зрения.
Новое качество измерения достигается тем, что вместо калиброванных отверстий, относительно которых щуп должен сохранять максимально возможную неподвижность, в качестве датчика «ошибочных» движений используется прорезь сложной формы («лабиринт»), сохраняющая равную ширину на всем ее протяжении (около 60 см). Задача испытуемого состоит в том, чтобы в удобном для себя темпе проводить щупом вдоль всей длины лабиринта от его начала до конца и обратно заданное число раз (по умолчанию -4), стараясь при этом не касаться его стенок. Продолжительность выполнения задания обычно составляет 0,6 - 1,2 мин.
Методика оценки точности аналогового слежения.
Методика предназначена для моделирования одного из важнейших
элементов деятельности операторов, управляющих подвижными объектами
(водители, пилоты и др.) или осуществляющих дистанционный контроль за
внешними подвижными объектами слежение за непрерывным квазистохастическим сигналом. Методика также позволяет оценивать амплитудную и частотную передаточные характеристики контура управления «глаз рука».
Аппаратное обеспечение всех режимов — джойстик. При проведении исследования необходимо установить джойстик перед экраном монитора вблизи его оси симметрии.
Диагностика нейродинамики
К нейродинамическим свойствам (свойствам нервной системы) относятся физиологические свойства, отражающие особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Выделение ряда методик в группу тестовых заданий для оценки свойств нейродинамики продиктовано прежде всего прагматическими соображениями: именно в этом контексте они легко узнаваемы специалистами-практиками и стали неотъемлемой частью их методического арсенала. В АПК «Гранит» эта группа представлена заданиями для оценки выносливости (силы) нервной системы, баланса нервных процессов и функциональной подвижности нервных процессов.
Оценка баланса нервных процессов
Среди поведенческих методик оценки баланса нервных процессов доминируют варианты методики «реакция на движущийся объект» (РДО) — термин, пришедший из исследований психомоторики, в которую иногда включают данную методику, но мы отдаем предпочтение термину «пространственно-временная экстраполяция» (ПВЭ), как более точно отражающему сущность задачи, а также различные процедуры, оценивающие так называемое «чувство времени» или точность оценивания или воспроизведения временных интервалов.
В данном исследовании использовали режим 1: оценка баланса нервных процессов на модели перцептивного варианта ПВЭ без обратной связи   
Сущность задания состоит в том, что в каждой отдельной пробе испытуемому предъявляются два сигнала - динамический (цель) и статический (маркер), причем последний обозначает локальную область в пространстве, при достижении которой динамическим сигналом испытуемый должен отреагировать своевременным дискретным воздействием на датчик.
Тестовые сигналы формируются в каждой пробе в пределах желтого кольца, диаметр которого составляет около 2/3 высоты экрана. Неподвижный «маркер» красного цвета, «цель» - зеленого. В фазе движения скорость перемещения цели по кольцу постоянна и определяется режимом геста: в первом режиме она составляет 0,5 оборота в секунду, во втором   0,75 оборота в секунду - это единственное различие двух режимов (первый несколько проще и может быть рекомендован для младших возрастных групп). Задача испытуемого - «поразить» цель в момент ее совмещения с маркером нажатием указательным пальцем ведущей руки на одну из ответных клавиш.
Каждая проба состоит из двух фаз. Первая фаза аналогична описанной выше. Вторая фаза отличается от тренировочной серии тем, что в момент нажатия на клавишу «цель» не фиксируется, а продолжает движение с той же скоростью до завершения полного оборота (т.е. до точки старта), где исчезает, чтобы после полу секундной паузы появиться - вместе с меткой - в новой позиции.
Дизайн тестового сигнала представлен на рис. 2.

Рис. 2. Образец стимульного поля методики «Баланс нервных процессов»

Длина теста - 40 проб, продолжительность выполнения - 2,2 минуты.

Оценка «баланса нервных процессов» складывается из двух компонентов:
·соотношение опережении и опозданий: относительное увеличение доли опережений свидетельствует о преобладании возбудительных процессов
·величина и знак среднего отклонения (в %) маркера от цели в момент нажатия на клавишу: положительное значение указывает на  преобладание возбуждения.
Оценивается также абсолютная точность в % от длины окружности, показатели стабильности действий испытуемого — вариативность и тренд в показателях отклонения цели от маркера с учетом знака.    Из    точностных    (качественных)    показателей    регистрируются вероятности точного попадания, опережения и опоздания.
Оценка свойств внимания
Под вниманием понимают сосредоточенность умственных усилий в данный момент времени на каком либо предмете (явлении) объективной или субъективной реальности (иначе — на сенсорных или мысленных событиях).
Внимание не является психическим процессом и не имеет своего «продукта»; скорее это - динамическая характеристика протекания всякой психической деятельности, механизм, обеспечивающий более или менее целесообразное распределение ограниченных ресурсов системы переработки информации субъекта, целенаправленность и адаптивность поведения.
Включенные в АПК «Гранит» в данный методический блок тесты являются в большей или меньшей степени динамическими и предполагают оценку различных характеристик внимания при работе с визуальными сигналами, т.е. оценивается фактически то, что может быть названо «перцептивным вниманием».
Распределение внимания
Под распределением внимания понимают способность удерживать в фокусе внимания несколько разнородных объектов (процессов) и/или осуществлять одновременно несколько различных действий.
Основной методический подход, применяемый для оценки способности к распределению внимания, состоит в предъявлении испытуемому двух или более задач одновременно с последующим сравнением эффективности совмещенной деятельности и эффективности изолированного выполнения компонентов сложного задания. Дискретная задача представлена предъявлением пары цветовых прямоугольных сигналов, каждый из которых может иметь красный или синий цвет. Задача испытуемого - реагировать на появление одинаковых по цвету сигналов нажатием кнопки джойстика, находящейся под указательным пальцем, на появление разных - нажатием кнопки джойстика, находящейся под большим пальцем.
Оцениваемые показатели: «распределяемость» — основной интегральный показатель теста, пропускная способность, частотная характеристика, точность слежения.